Два мира древней иконы IV

Временной, или смысловой, мир древней иконы

Прежде всего нам нужно сказать, чем концептуально отличалось мистическое пространство от обыденного.

Огромное влияние на формирование архитектоники пространственно-временных отношений древней иконы оказало так называемое эпическое время, созданное в языческую литературную эпоху.

Горний мир характерезуется абсолютным временем. Каковы его основные черты? Абсолютное время не есть в точном смысле слова наше представление о времени, это ценностно-временная иерархическая категория. В отношении всех вещей и явлений Горнего мира реализуется превосходная степень. Все самое лучшее и ценное отнесено к Горнему миру. Горний мир напитан глубоким ощущением целостности, гармоничности, безущербности. «Совершенная красота есть полнота Бытия, содержащая в себе совокупность всех абсолютных ценностей» (Н. Лосский).

Абсолютное время Горнего мира отгорожено от обыденного (линейного) абсолютной гранью. Оно абсолютно завершено, замкнуто как круг, в нем нет незавершенности, нерешенности, изъяна, ущербности, само себе достаточно, ни в чем не нуждается. Полнота времени и смысловая полнота и завершенность. Абсолютное время абсолютно завершено в своем смысле и в своей ценности, содержит в себе всю полноту времен, смыслов и ценностей.

Божественною добротою смеси - поется в кондаке Торжества Православия в первую неделю Великого поста, то есть абсолютное время несет в себе как необходимую ценностную категорию.

Настоящее (или обыденное время), в противоположность вечному, – это нечто приходящее, текучесть, вечное продолжение без начала и конца; оно лишено подлинной завершенности и следовательно и сущности, смысла; без осознания своего начала и своего конца, низкое настоящее.

Абсолютное время завершено как в целом, так и в каждой своей части. Любую часть можно подать как целое. Любая часть Горнего мира несет в себе все признаки целого, в любой части он целен, структура целого проявляется в его части, она не раздроблена, но как капля содержит в себе суть океана.

Икона представляла Горний мир как явленный, снизошедший в мир дольний («Икона ничего не изображает, она являет», — говорит архимандрит Зинон.) Явление мира Горнего – это явление реального действительного, он является не образом, тенью, символом Того мира – он является сам по себе, таков, каков он есть, не уподобляясь миру дольнему, не принимая его формы.

Любая часть явленного мира занимает необходимое место в структуре, логике целого абсолютного времени. Эта часть – явление, событие (изображенные библейские события на иконе не объясняются с хронологической и исторической точки зрения, в традиционной иконографии в один образ соединяются абсолютно разные временные реалии) – стоит в ряду других явлений логически связанных, и имеющих непосредственное отношение к целому, неслучайное, неоторванное от главного смысла.

Нужно отметить, что Горний мир не представлен на иконе во всей полноте. Древний иконописец был в глубоком смысле реалистом, икона – это иллюстрация священного писания и священного предания. Он изображал свидетельства явления мира Горнего в мир дольний.

Что называет Л.А. Успенский евангельским реализмом: «мы и изображаем только то, что нам открыто: воплощенную Ипостась Сына Божия, Иисуса Христа. Духа Святого изображаем через Его проявления в мире: в Крещении Господа в виде голубя, в Пятидесятнице — в виде огненных языков и т.д.»

Но икона конечно имела свои выразительные средства и свое богословие и теософию и внутреннюю иконную поэтику становления.

Пространственная взаимосвязь иконы центрична. Это хорошо демонстрирует иконостас, или праздничный годовой церковный цикл. Деиисусный чин развернут к главному смысловому и ценностному центру; также построена и древняя икона, в ней необходимым моментом является ценностно-смысловой центр. (Он не обязательно находится в геометрическом центре иконы.) Также на иконе изображается и время невидимого, мистического пространства, оно центрично. Эту сущность Абсолютного времени чутко уловил Борис Патсернак:


Я в гроб сойду и в третий день восстану,

И, как сплавляют по реке плоты,

Ко Мне на суд, как баржи каравана,

Столетья поплывут из темноты. 

                                            («Гефсиманский сад»)

 

Время мистического пространтства не течет прямолинейно в неопределенное будущее, а «стекается» к ценностно-смысловому центру; оно не столько идет вперед, сколько вспять, точнее, одновременно – и вспять, и вперед; как из прошлого к ценностно-смысловому центру, так и из будущего. По словам Л. Успенского: икона - свидетельство иного плана бытия, которое ставит человека в иную перспективу... в иную направленность... дает ему иное ведение и видение мира.

Таковы основные черты абсолютного времени Горнего мира. Образы абсолютного времени на иконе исторически изменялись и развивались, становились более глубокими, богословски более насыщенными. Глубоко обобщенными и выразительными. Теософия иконы становилась точнее, искуснее, научалась выражать тонкие и сложные смыслы.

Отметим некоторые характеристики мира дольнего, изображенного на иконе. Мир дольний характерезуется обыденным пространством (по определению академика Раушенбаха); обыденное пространство насыщается абсолютным временем (благодаря этому первое приобрело абсолютное начало и абсолютный конец). Настоящее благодаря этому перестает быть (на иконе) как нечто преходящее, вечно текущее, дольний мир на иконе коньюктивный, преображенный. По словам архимандрита Зинона, икона есть «явление преображенной, обоженной твари»; это еще не мир Горний, но уже и не обыденное пространство. (Одна и главных тем всякой иконографической программы изображение одухотворенной, преображенной Духом материя.) Оно, как преображенное, получает категорию завершенности, как включенную в священную Большую историю.

Обыденное пространство имеет на иконе и свое внутреннее время. Это не просто запечатленный краткий фрагмент, но имеет временную протяженность. В сюжете иконы Иоанн Креститель изображен пророк, принимающий благословение на проповедь, и его отсеченная голова; изображается протяженность от начала проповеди до казни на одной эмблеме; начало и конец его проповеди (казнь – тоже необходимый существенный момент его деяний).

Дольний мир – это мир преображенный, измененный, он напитан смыслами и сущностями Мира Горнего. (св. Григорий Богослов: обыденное пространство становится причастной Божественной жизни и преображает и самую свою природу.)

На иконе Пятидесятницы (снисхождение Духа Святаго на Апостолов), среди апостолов находится Павел. Исторически это неверно, но абсолютное время, которым напитан преображенный дольний мир, имеет совсем другую логику; абсолютное время не подчиняется закону хронологии, там властвует другая последовательность; оно иерархично, оно подчинено закону Логики, Смыслу. Последовательность ее не хронологическая, но смысловая. События выстраиваются не в хронологическом порядке, а по степени значимости, отнесенности к главному смыслу, по логике насыщенности Смыслом, Словом.

Для натуралистической живописи такое премещение во времени невозможно, они остаются исторически точными, но сущность мистического мира утеряна.

Некоторым аналогом, правда существенно редуцированным, является композиция «святое собеседование», зародившееся в светской живописи в северонй Италии второй половины XV в. и широко распространившаяся в изобразительном  искусстве западной Европе в средние века и эпоху Возрождения. Тема композиции – Мадонна с младенцем, иногда св. Иосиф, в окружении святых, но без отсылке к какому-либо евангельскому событию (что уже является грубым несоответствием с иконографической программой). На картинах изображали иудейских царей, ветхозаветных пророков, апостолов, ангелов, святых, никогда не встречавщихся вместе в земной жизни, но объединенным «символическим общением и молчаливым собеседованием». Примеры таких картин очень многочисленны, наибольшую популярность  тема «вятого собеседования» приобрела в Венеции в XVI в. и нашла отражение в полотнах Тициана, Пальма Веккио, Веронезе, а также провинциальных художников, близких к венецианскому кругу (Чима да Конельяно, ЛоренцоЛотто). Замечательным примером этого «жанра» может служить картина Эль Греко «Апостол Андрей и Святой Франциск Ассизский» (1590 – 1595 гг.), (и другие его картины жанра, так называемых «парных портретов».) Между Павлом и Франциском, великими подвижнаками веры, происходит мистический диалог вне времени и пространства.

Итак, на древней иконе присутствуют два мира, мир Горний и мир дольний. Драматизм сюжета иконы – это соприкосновение, коньюгация двух миров; это незаурядное чудесное явление. Мир дольний на иконе – это уже не обыденное пространство, но преображенное, измененное на «генетическом» уровне (как освященная вода приобретает другие физичесчкие качества); но это еще не мир Горний – это граница перехода в «Твой мир». Суть иконы, ее главная драматическая линия заключается в соприкосновении двух миров, видимого и невидимого, взгляд из обыденного пространства в мистическое.

Иератическая скованность Богоматери, святых в христианской иконописи, как идеальные черты в типе святого, придающее взгляду сдержанную созерцательность, самоуглубленность и невнимательность к внешнему миру –  момент преображенного обыденного пространства. В то же время, характерной чертой синайской иконография является то, что фигуры ангелов как правило показаны совершенно бесплотными, полупрозрачными, в изображении Богоматери живопись становится более плотной, приобретая максимальную конкретность и чувственную насыщенность в одеяниях святых мучеников. Святой Григорий Палама пишет: "Девственная Мать и есть граница между тварной и нетварной природой.

Мир Горний в представлении древнего иконописца это не образ Того мира, являясь в этот мир, он не видоизменяется; он является в тех формах, в которых он существует в невидимом мире.

Это не некий символ, знак, стихия, энергия, которая неосознанно преобразует этот мир; явление того мира – это всегда Смысл, весть, пророчество, Слово, Логос (Благовещение, Вознесение, Снисхожление Духа Сваятого – все праздничные иконы); это явление обращено всегда к сознанию (как духовные знания); это не преображение без нашей воли и помимо нашего сознания, преображение начинается с сознания.

Древний иконописец изображал ни что иное, как чудо встречи двух миров. Это явление представлялось как сверхестественное, на грани катастрофы, вызывающее потрясение. (Можно представить с каким трепетом и благоговением молящийся подходил к иконе. Это потрясение преобразововало сознание). Что произойдет, если мир бесконечный, неизмеримый, необозримый ворвется в ограниченное пространство. Это будет мировая катастрофа. Но чудо в том, что катастрофы не происходит. Этот мир (обыденный) приемлется и преобразуется. Вот эту несостоявшуюся катастрофу и изображает иконописец.

Остановимся на необычной иконе, на которой казалось бы изображен только мистический», „Твой“ мир. Мы говорим о «Троице» Андрея Рублева. Действительно практически все пространство иконы занимают три образа Святой троицы; но приметы обыденного пространства здесь есть: мам-врийский дуб, здание (дом Авраама), гора, расположенные над головами трех фигур Святой Троицы. Ветхозаветный сюжет гостеприимство Авраама Андреем Рублевым переработан, Авраама и Сары, всегда присутствующие на иконе «Гостеприимство Авраама»  дорублевской Троицы, на иконе нет; более раннее изображение без Авраама и Сары не обнаружено, поэтому есть основания считать, что этот сюжет разработан самим Рублевым. Три Ангела, а у Рублева Троица в трех Лицах, явились Аврааму и Саре из мистического пространства; этот библейский сюжет был хорошо известен и неоднократно изображался на иконах, молящийся перед иконой понимал, что он не вознесен в «Твой мир», мир Божий явился человеку. Смысл изменений в сюжете Рублевской Троице заключался в том, что мир Божий явился не столь Аврааму, но всему человечеству, непосредственно молящемуся. Причем, Божий мир, необозримый, всеобъемлющий, явился в своей сокровенной последней тайне. Языческое сознание (которым еще было сильно поражено древнее религиозное сознание) понимало явление Иного мира как необузданную стихию, враждебную или равнодушную к человеку – от него войны, голод, неурожаи, мор, природные катаклизмы по законам неведомым человеку – в таком виде являлся тот мир. Три юноши с прекрасными лицами, ведущие тихую сокровенную беседу о последних временах и последних вопросах бытия, – в таком виде является человеку Тот мир на рублевской иконе. Для древнего религиозного мистического сознания это было потрясением. Смысл Космоса, Вселенной, истории человечества открыт людям. «Троица» для русского религиозного сознания была в высшей степени откровением: он видел как на землю спускается Небо, когда становится доступной сама сокровенная тайна мироздания; она выражена в простых зримых формах, открыта для каждого молящегося.  Он видит то, что в повседневной жизни принципиально видеть не может.

Мир Горний Рублев показал глубоко гармоничным, непротиворечивым в самом себе (прекрасным!) Но этот Мир не застывший, он имеет свое движение, свою повесть, свою историю. Эта история образно рассказывается на иконе. Она не циклична, это не бесконечное повторение, несмотря на то, что главным конструктивным и композиционным элементом здесь является круг; она имеет и горизонтальное, поступательное развитие; и в тоже время вечна. Это не цикличность, дурная бесконечность, но преодоление смерти, забвения, исчезновения, праха, небытия. Мир Горний имеет свою историю, Вселенскую историю, эта История – в молитвенном состоянии, в созерцании – зримо образно открывается человеку в своих тайная тайных.

Не несчастья, страдания, как грозный, неминуемый рок, не гнев богов, не пленение, или то, что „боги меня оставили»; на иконе Рублева молящийся видит всесильного Бога (в трех Лицах) милующего, покровительствующего, любящего, отеческое начало.  У Рублева на иконе «изображена» важная концептульная сторона христианского мировосприятия – страдания не разрушают гармоничную картину мира.  Но самым сильным потрясением для молящегося наверное было то, что человек – пылинка, прах, к чьей судьбе и истории боги  равнодушны – является участником Божественной истрии. История, которая по языческому представлению  творилась помимо его, где-то в невидимом, недоступном горнем мире, является его историей; он становится субъектом истории. Через религиозное христианское сознание приходило осознание того, что он, его история, частная или история государства, или всего человечества, является участником (соучастником) Большой Вселенской истории. Он осознавал себя действительным участником этой Большой истории. Его время (человека) – это не прах, забвение, оно напитано вечностью. Он находил свое твердое и необходимое место во Времени. Человек еще не внутри Времени, но на рубеже двух времен, в точке перехода от одного в другое. Вот это состояние перехода изображала древняя икона.

Мы уже говорили о об иконе Иоан Предтеча ангел пустыни. Пророчество, и исполнение пророчества, – пространство мира Горнего, снизошедшего в мир дольний (пророчество – это всегда весть, Слово из мира Горнего). Но и обратное движение – когда часть мира дольнего преобразуется миром Горним; при «соприкосновении» происходит трансформация, мир дольний преображается, существенно изменяется, уподобляется. Принимая благодать, он становится частью мира Иного, мистического пространства, включен в Большую историю, становится подобным (преподобным) Иному миру.

По большому счету в иконописи нет вымысла, явление в пространство мира дольнего Мира Горнего засвидетельстванно (Божьей Матерью, апостолами, святыми), иконописец видит мир Горний глазами этих свидетелей. Иконописец передает это событие, как чудо (что для этого мира есть чудо, то в Ином мире – «естественное» состояние, бытие), встречу двух миров, между которыми в обычной жизни непреодолимая граница. Важна не психологическая реакция (она есть, но она не первостепенна), важна коньюгация, уподобление, преображение. Он не изображает мир Горний в деталях (скорее объясняет его метофизику), для иконописца он невидимый; он не берет на себя смелость сочинить Тот мир, объявить себя свидетелем; он изображает Иной мир преднамеренно условно, традиционно, символически (все элементы иконы, цвет, одежды, композиция, глубоко символичны).

Мир Горний – цельный самодостаточный, - но не безответный; он снисходит на иконе не энергией, ни образом, но Словом, вестью, смыслом, Логосом. И встречает-принимает дольний мир «Тот мир» также как смысл, событие, притчу, явление, весть, Слово. Время мира Горнего – это время смысла и Логоса.

Сроки исторического времени без благодати, без соотнесения миру Горнему (в иконографии это выражено центричной, или христоцентричной, композицией) не имеют значение, даже вековые, поэтому на первых изображениях Вознесение Господне и снисхождение Духа Святого изображается как одновременное, на одной клейме; а также – снисхождение Духа Сятого как образ Второго Пришествия.

Два мира древней иконы III

                                        *   *   *

Между двумя пространствами, между миром Горним и дольним, лежала не столь физическая, но мистическая и смысловая граница. На иконе в Троицком храме Троицкого монастыря «Жены мироносицы у гроба Господня» между женами, «представляющими» обыденное пространство, и ангелом – мистическое пространство,  изображен гроб Господен и пещера – вход в преисподню. Сам ангел изображен не от мира сего – светлые одежды, ангелоподобный облик юноши с крыльями, невесомость фигуры. Разделением между Тем миром и этим легла смерть.
Древний иконописец мыслил метафизическими категориями. Ангел – образ Божественного, Горнего мира, жены-мироносицы – символизируют все человечество. И человечество неоднородно – фигуры жен даны сплошным рядом внизу, затем выше расходятся, как бы из единого корня. Взгляды мироносиц обращены ко гробу Господню (в гробу лежат одежды Господа – это уже не непроходимая граница, смерть расколота, смерть уже в себе получила свою смерть); у них разное отношение к смерти Господа и вести, которую принес ангел. Мироносица ближе ко гробу скорбит, она не услышала весть о воскресении Господа, средняя – между верой и неверием, крайняя слева– изображена в движении от гроба, ко гробу повернута только голова, для нее весть ангела – радостная весть.
На древней иконе изображено не только два пространства, обыденное и мистическое, мир дольний и мир Горний, но реакция мира дольнего (жены-мироносицы) на мир Горний. Они стновятся проницаемы друг для друга. Мир Горний, который в обыденной жизни невидим, причем принципиально невидим (по греховности и смертности человечества) на древней иконе становится видимым. Персонажи иконы (жены-мироносицы, Богоматерь, апостолы и святые) видят Иной мир.
Древний иконописец принципиально изображает явление чрезвычайное, необыденное, уникальное и неповторимое; повествуя о библейском событии, он изображает не столько два пространства, сколько встречу двух пространств. Икона не имеет собственного изобразительного (зрительного) материала; она «иллюстрирует» Писание. На иконе нет теогонии, отдельной жизни богов, драматизма их взаимоотношений (вся языческая мифология). (Единственным уникальным образцом в иконописи является «Троица» Рублева.)
Икона изображает явление мира Горнего в мир дольний. И оба пространства – мистическое и обыденное – являются обязательными элементами иконографии. Коллизия, драматизм состоит именно в отношениях мира Горнего и дольнего.
Борис Раушенбах прав в том, что то высокое изящество, мистичность иконы были со временем утрачены. «К несчастью этот метод (эпохи Возрождения) неразделения реального и мистического пространства переходит и в русскую живопись, снижая наряду с другими причинами ее богословскую глубину». Образы небесных сил,  Христос становятся неотличимы от обыденного пространства. Исчезает динамика, драматизм сюжета иконы, собственно исчезает ее концептуальный момент. Икона – это рассказ, повествование, евангельское или ветхозаветное событие в самой кульминационной ее части. Современные иконы стали статичны в содержательном плане, нединамичны, бессюжетны.
 

Два мира древней иконы II

      Пространственный мир древней иконы

Академик Борис Рушенбах в основу анализа древней иконы ввел категорию пространства. Он обратил внимание на сложность и уникальность пространственной архитектоники древней иконы и на то, что она была включена в ее формально-содержательный контекст и служила выражению теологических концепций. Раушенбах заметил, что на древней иконе представлены два пространства – мистическое и обыденное. «Поскольку оба пространства – и мистическое, и обыденное – трехмерны, то изображать и то, и другое можно обычным образом, перспективно... эти пространства необходимо передавать... различая их цветом и четко выписанными границами» (из сборника Б.В. Раушенбах «Пристрастие», гл. «Четырехмерное пространство»)

«Священное Писание и православное богослужение... так же как икона, выражают двойную реальность: реальность твари и реальность Божественной благодати.  <…>  Церковь, Тело Христово, — организм и Божественный, и человеческий. Она сочетает в себе воедино две реальности: реальность историческую, земную и реальность благодати Духа Святого, реальность Бога и реальность мира. Самый смысл существования церковного искусства и заключается в видимом, наглядном свидетельстве об этих двух реальностях. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви.

Эту границу между пространствами древний иконописец показывал различными способами. Как отмечает Раушенбах: «Желание подчеркнуть коренное различие двух пространств привело к тому, что с самого начала XV века границу двух пространств выделили не просто линией, а в дополнению к этому изображением непрерывного ряда ангелов, как бы ограждающих мистическое пространство (икона «Успение», например). Эти ангелы пишутся монохронно, цветом близким цвету присвоенному мистическому пространству, что делает их «невидимыми» и подчеркивает их принадлежность к нему». (Б.В. Раушенбах .Там же)

Разделение мистического и  обыденного пространства изображалось и другими способами.  Мария на иконе «Успение» заключена в своеобразную сферу; «в середине верхнего края иконы, чаще в одном из верхних углов, дается участок круга, как правило, закрашенного в темно-синий цвет, в котором изображен Христос, благославляющая рука» (Боголюбская икона Божьей Матери, например, иконы Крестителя Иоанна); созерцания Божественного света при помощи золота и белил – как правило эти цвета использовались для изображения мистического пространства. При  Преображении Господа на Фаворе: ризы же Его быша белы, яко свет (Мф. 17, 2; Мр. 9, 1—8; Лк. 9, 27—36).

Это верно. Но как эти два мира взаимодействуют? Эти миры не остаются нейтральны друг к другу, они, разумеется, не совпадают, разделены, но и видят друг друга. Икона изображает событие чрезвычайное, нерядовое, сверхъестественное, когда в мир дольний, ограниченный (в пространстве и времени) является мир горний – безграничный в пространстве, вечный во времени.

Древняя икона запечатлила событие этого из ряда вон выходящего явления. Икона принципиально показывает явление сверхъестественное, трудновообразимое, непередаваемое. Все праздничные иконы (Благая весть, Вознесение, Пятидесятница и др.) – это явление в мир дольний мира Горнего.

Икона показывает тот мир, который в обыденной жизни невидим, недоступен, непроницаем. Иконописец осознанно изображает запредельный, невидимый мир; Тот мир, который представить и вообразить невозможно. По словам Флоренского, иконостас «открывает... вход в иной мир, запертый от них (верующих) собственной косностью, кричит им в глухие уши о Царстве Небесном».

„Видение Церкви тем и отличается от видения мира, что в видимом она созерцает невидимое, во временном — вечное, которое и открывается нам в богослужении, частью которого является икона.“ Л.А. Успенский. Богословие иконы Православной Церкви.

Он изображает мир Горний только явленный, снизойденный миру обыденному. Иконописец в отличие от живописца не может придумать, домыслить, сконструировать Тот мир, представить его как мечту или фантазию.

Погружаясь в пространство древней иконы, мы видим Тот мир, который принципиально видеть не можем. Но древний иконописец не фантазирует – он передает библейские и евангельские события, события явленные и потому достовернные.

Мир мистический недоступен смертному. Икона – как явление особенное – позволяет нам в этот мир заглянуть. (Иконоборчество отсекало целый пласт очень важного существенного религиозного, основанного на духовном опыте, сознания).

Временные категории в изобразительном искусстве возможно изображать только символическими образами: исповедающе спасенiе, деломъ и словомъ сiе воображаемъ (из канона Торжества Православия). Например, на первых изображениях Благовещения Богоматерь изображалась как прядущая шерсть. В античном искусстве женщина, прядущая шерсть,символизировала вечность. (Связь иконографии с античным искусством изучена и научно подтверждена многими исследованиями).

Пространственно-временные отношения на древней иконе и будут предметом наших наблюдений.

Два мира древней иконы I

Изображение обыденного и мистического пространства на древней иконе. Постановка проблемы.


Вездесущие Божие есть пространственное и мысленное, то есть везде Бог – в простренственном отношениии и везде в мысленном: куда ни пойду я телесно или мысленно, везде я встречу Бога и везде мне навстречу Бог.
Всевидец Господь в одном акте Божественного видения видит все века и всех людей, всю их жизнь со всеми помыслами, чувствами, намерениями, делами.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский


Икону допустимо рассматривать и как явление художественное, как явление культуры; это нисколько не снимает сокральности этого особого явления изобразительного искусства, но позволяет представить как предмет научного исследования.
Наша задача рассмотреть организацию пространственных отношений и изображание времени на древней иконе. Здесь есть, условно выражаясь, реальное, ограниченное, видимое пространство и мистическое, безграничное, невидимое (четвертое измерение).
Древняя икона явление уникальное не только в искусстве, но и в богословии. Икона была наравне с проповедью, исповедью, учением, житием важным моментом воспитания и формирования религиозного сознания. Значение ее в этой области трудно переоценить. В средневековье ее роль была особенно уникальна и незаменима. Кроме того она сохранила для нас образец  древнего религиозного сознания.
Средневековое религиозное сознание (а религиозное сознание – это всегда мистическое сознание) давало общую каритну физического мира и изображала, давала представление о Том (Ином) мире, дерзала представить Тот мир. Представить его в формах и красках, сделать его видимым.
Древнее религиозное сознание обладало планетарным мышлением. По замечанию Е. Трубецкого: храм должен совпасть со вселенной: он должен включить в себя не только новое небо, но и новую землю.
Представить Иной мир не в конкретных натуралистических, но идеальных символических формах, передать о нем метафизическое представление, «изобразить» в пространственно-временных категориях – такую задачу ставил перед сосбой древний иконописец. Тот мир на древней иконе представлен не в деталях и подробностях, в явлении мистического пространства выделялись его наиболее существенные черты, иной мир был представлен в своей сущности. Древний иконописец по большому счету не живописец, но философ. Он передает не натуралистичеческую картину Иного мира, но его закономерности. Икона не уносит нас из реальности во вневременную и внепространственную сферу абсолютных истин, но показывает явленный мир инобытия в ее принципиальных пространственно-временных формах.
«Икона — трезвенная, основанная на духовном опыте и совершенно лишенная всякой экзальтации передача определенной духовной реальности. <…> Икона не изображает Божество. Она указывает на причастие человека к божественной жизни.“ Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви.
Все политические, государственные, общественные отношения в средневековье (Византия, Московская Русь, южнославянские средневековые государства) имели церковный характер. Церковь пронизывала все формы общественой жизни, любой публичный диалог принимал церковный характер, выражался на церковном языке (например, переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского).
Иконография – одна из форм церковного языка, не только проповеди, но и диалога и полемики. Тот или иной иконографический образ, сюжет  были не только каноничны и традиционны, но имели актуальный смысл.
Язык иконы – это не средство самовыражения (не индивидуальное творчество) – это проповедь, обозначение сответствующих тому веку богословских позиций. Икона – это поприще диалога, выражение не только церковных позиций, но и государственных идеологических, нередко и политических.
Уникальны неповторимы пространственно-временные отношения в поэтике древних икон. Перед иконописцем стояла задача изобразить вечность, точнее – как вечность является в мир конечный и смертный (что только и возможно для иконописца).
 

проблемы развития рынка кредитных карт 2008

Наименование кредита: Ипотека

Размер выдаваемой суммы: до 15 000

Необходимые документы: только паспорт

Возраст заемщика: мужчинам с 27 лет, женщинам с 21 года

Срок кредита: до 60 месяцев

Годовая ставка: 19,9%

Срок рассмотрения заявки: рассмотрение до 3х рабочих дней

Страхование: обязательно

Валюта кредита: рубли, доллары, евро


---> проблемы развития рынка кредитных карт 2008 <---



Города в которых доступен кредит:

Краснослободск, Зарайск, Богданович, Раменское, Элиста, Рудня, Зубцов, Камышлов, Рыльск, Белая Холуница, Апатиты, Самара, Шахунья, Щербинка, Баксан, Сорочинск, Кубинка, Шилка, Грайворон, Донецк, Нижний Новгород, Шали, Миллерово, Ханты-Мансийск, Опочка, Добрянка, Зеленодольск, Инсар, Алапаевск, Спас-Клепики, Белая Калитва, Сельцо, Балашов, Усолье-Сибирское, Кумертау, Губкинский, Бийск, Кондрово, Гаврилов Посад, Новороссийск, Задонск, Мичуринск, Артёмовский, Шахтёрск, Тамбов, Мариинск, Красновишерск, Сим, Глазов, Нарткала

Похожие предложения:


Запись сделана с помощью m.livejournal.com.

заказать кредитные карты online

Наименование кредита: Ипотека

Размер выдаваемой суммы: до 150 000

Необходимые документы: паспорт, трудовая книжка

Возраст заемщика: с 21 года

Срок кредита: от 13 до 65 недель

Годовая ставка: 19,9%

Срок рассмотрения заявки: рассмотрение до 3х рабочих дней

Страхование: не обяательно

Валюта кредита: рубли


---> заказать кредитные карты online <---



Города в которых доступен кредит:

Владивосток, Карпинск, Нальчик, Талдом, Черемхово, Кизел, Обь, Щучье, Калуга, Санкт-Петербург, Бугуруслан, Городовиковск, Людиново, Никольск, Костерёво, Ростов-на-Дону, Абакан, Тутаев, Сенгилей, Лаишево, Кириллов, Кола, Слободской, Боготол, Нытва, Ачинск, Бежецк, Камышлов, Краснослободск, Жердевка, Бодайбо, Тырныауз, Фролово, Пучеж, Нижняя Салда, Фурманов, Михайловка, Прокопьевск, Подольск, Мамоново, Тотьма, Уссурийск, Ишимбай, Катайск, Урай, Заозёрск, Зеленокумск, Шенкурск, Заринск, Калач-на-Дону

Похожие предложения:


Запись сделана с помощью m.livejournal.com.

который хочет расплатиться онлайн имеет в наличии кредитную карту или электронный

Наименование кредита: Кредит наличными

Размер выдаваемой суммы: до 3 000 000

Необходимые документы: паспорт, трудовая книжка

Возраст заемщика: с 21 года

Срок кредита: от 12 до 60 месяцев

Годовая ставка: от 2,9%

Срок рассмотрения заявки: решение в течении 10 минут

Страхование: не обяательно

Валюта кредита: рубли, доллары, евро


---> который хочет расплатиться онлайн имеет в наличии кредитную карту или электронный <---



Города в которых доступен кредит:

Карпинск, Озёрск, Великий Устюг, Сызрань, Белогорск, Валуйки, Бологое, Сорск, Миасс, Каменногорск, Жуковский, Сегежа, Сурск, Богданович, Армавир, Сасово, Южно-Сахалинск, Болхов, Сясьстрой, Катав-Ивановск, Духовщина, Кирс, Инта, Гороховец, Пермь, Олонец, Боровск, Тында, Бор, Россошь, Сосновоборск, Владикавказ, Цивильск, Гаврилов-Ям, Судогда, Уяр, Медногорск, Губкин, Тобольск, Обнинск, Шумерля, Тюкалинск, Ковылкино, Колпино, Камышлов, Мичуринск, Лермонтов, Цимлянск, Ожерелье, Стерлитамак

Похожие предложения:


Запись сделана с помощью m.livejournal.com.

что делать если кредитная карта заблокирована

Наименование кредита: Наличные на карточку

Размер выдаваемой суммы: до 20 000

Необходимые документы: любой документ удостоверяющий личность

Возраст заемщика: с 18 лет

Срок кредита: до 45 месяцев

Годовая ставка: 17,9%

Срок рассмотрения заявки: рассмотрение до 3х рабочих дней

Страхование: не обяательно

Валюта кредита: рубли, доллары, евро


---> что делать если кредитная карта заблокирована <---



Города в которых доступен кредит:

Прохладный, Зарайск, Истра, Новоульяновск, Ковылкино, Фатеж, Миньяр, Воркута, Выборг, Короча, Куса, Вилюйск, Бавлы, Ряжск, Карабаново, Сасово, Магнитогорск, Елизово, Алзамай, Железногорск, Дмитриев, Каргополь, Кораблино, Сосновка, Ак-Довурак, Щербинка, Стародуб, Калач, Нововоронеж, Сурск, Междуреченск, Волгоград, Новоузенск, Сальск, Ленинск, Агрыз, Кировград, Беломорск, Ростов, Ишим, Медвежьегорск, Гагарин, Яхрома, Пересвет, Миллерово, Урус-Мартан, Холмск, Зерноград, Мураши, Копейск

Похожие предложения:


Запись сделана с помощью m.livejournal.com.

app store не принимает кредитную карту

Наименование кредита: Наличные на карточку

Размер выдаваемой суммы: до 1 000 000

Необходимые документы: паспорт

Возраст заемщика: с 27 лет

Срок кредита: от 13 до 65 недель

Годовая ставка: не более 10%

Срок рассмотрения заявки: от 1 часа до 1 дня

Страхование: да

Валюта кредита: рубли


---> app store не принимает кредитную карту <---



Города в которых доступен кредит:

Саратов, Апрелевка, Азнакаево, Дудинка, Полевской, Иркутск, Балабаново, Межгорье, Поронайск, Жуков, Нолинск, Дегтярск, Благовещенск, Сертолово, Казань, Санкт-Петербург, Шелехов, Волжский, Калининск, Вилюйск, Нягань, Ростов-на-Дону, Саянск, Руза, Закаменск, Нижний Ломов, Удомля, Черноголовка, Гудермес, Сорск, Усолье, Вилючинск, Великий Новгород, Буинск, Лосино-Петровский, Певек, Сычёвка, Клинцы, Уварово, Сортавала, Большой Камень, Морозовск, Севск, Исилькуль, Харабали, Купино, Пудож, Аркадак, Отрадное, Грайворон

Похожие предложения:


Запись сделана с помощью m.livejournal.com.

наименование кредитной карты

Наименование кредита: Наличные на карточку

Размер выдаваемой суммы: до 3 000 000

Необходимые документы: любой документ удостоверяющий личность

Возраст заемщика: с 18 лет

Срок кредита: от 12 до 60 месяцев

Годовая ставка: 17,9%

Срок рассмотрения заявки: рассмотрение до 3х рабочих дней

Страхование: нет

Валюта кредита: рубли


---> наименование кредитной карты <---



Города в которых доступен кредит:

Ухта, Рыбинск, Омск, Ачинск, Грозный, Радужный, Красногорск, Южно-Сахалинск, Мегион, Порхов, Тюмень, Котельники, Бузулук, Звенигород, Тогучин, Миньяр, Рыбное, Стародуб, Кирово-Чепецк, Шагонар, Железногорск-Илимский, Горячий Ключ, Кировград, Ковдор, Камешково, Кинель, Славянск-на-Кубани, Болотное, Шебекино, Киселёвск, Устюжна, Арсеньев, Котельниково, Кувшиново, Салаир, Фатеж, Ростов, Спасск, Кемерово, Красноуфимск, Северск, Салехард, Губкинский, Ардатов, Берёзовский, Шелехов, Калачинск, Фокино, Иваново, Шенкурск

Похожие предложения:


Запись сделана с помощью m.livejournal.com.